Весь транспорт рано или поздно будет электрическим. На это указывают три фактора. Во-первых, глобальный контекст. Международные автоконцерны инвестируют в электротранспортную инфраструктуру. В Китае в ближайшие несколько лет порядка 70 млрд долларов (около 6,8 трлн рублей — август 2023) будет потрачено на субсидирование рынка электромобилей. В США государственные субсидии концентрируются на развитии зарядной инфраструктуры и продаж электромобилей.
Во-вторых, резкое снижение доступности технологий, необходимых российской экономике. Импорт и локализация автосборочного производства машин с двигателями внутреннего сгорания стали гораздо менее доступными, чем 3 года назад. С учетом подорожания автомобилей с ДВС и выросшего объема импорта авто из Китая, одновременно со ставкой местного правительства на развитие электротранспорта, очевидно, что в ближайшее время рынок заполнят китайские электромобили.
В-третьих, электромобили более рентабельны по сравнению с работающими на ДВС. Их дешевле обслуживать и их дешевле заряжать
Когда строишь стартап, приходится ориентироваться на разные группы инвесторов. «ТехноСпарк» — наш технологический партнер. Если нам нужно проанализировать зарядку в труднодоступных для энергетики местах, это к ним. Фонд дает огромный ресурс экспертизы, нетворкинга и эффективные совместные решения. То же касается и других инвесторов в Hyper — это крупнейшие корпорации с прекрасно выстроенными бизнес-процессами, которые могут сделать из стартапа полноценный корпоративный бизнес.
Но в целом по стране с капиталом институциональных инвесторов для стартапов есть проблема, она заключается в его недоступности. Для серьезных private equity фондов суммы в 100–200 млн рублей не очень интересны. Чтобы брать банковский кредит, стартапы, как правило, еще не созрели — пока очень ранняя стадия инвестирования. Есть еще госкорпорации, но привлечение государственного капитала — это жесткий регламент и неготовность к венчурному риску, получить поддержку быстро нельзя. Поэтому стартапы выручают инвестиционные платформы. Мы размещаемся на Zorko и рассчитываем привлечь 127 млн рублей от всех, кто разделяет нашу стратегию и подход к развитию бизнеса.
У нас есть инвестиционная программа, согласно которой для реализации задач Hyper в этом году нужно 350 млн рублей на тиражирование проекта в регионах. К концу 2023 года под управлением должно быть 160 зарядных станций в Москве, Екатеринбурге, Перми и Челябинске. В эту же цифру входит удвоение количества станций в Нижнем Новгороде. Все действующие инвесторы вкладываются в программу пропорционально долям в Hyper, и треть мы предлагаем частным инвесторам. Конечно, в этом размещении нас интересует не сам объем инвестиций, а валидация нашей стратегии и выбранного курса на привлечение частного инвестора. В ходе этого размещения мы получаем много «горячих» вопросов от будущих миноритариев и понимаем, куда нужно двигаться дальше. Для нас это является ценностью.
Для нас определяющим стало то, что партнером Zorko является Московская биржа. То есть для создания нового технологичного продукта было принципиально воспользоваться инфраструктурой, которая прошла официальное подтверждение государственными институтами.
В долгосрочной перспективе размещение на инвестиционных платформах повысит вовлеченность населения в технологическую повестку страны и создаст новые рынки для получения доходности. Сегмент электротранспорта точно. Zorko — это биржа нового типа с фокусом на технологичных компаниях, которые могут завтра стать лидерами экономики, но сегодня не соответствуют жестким условиям листинга Московской биржи. Своеобразный российский аналог Nasdaq.
Размещение началось в июле и продлится до 15 августа. После этого будем подводить итоги. Пока могу сказать, что все идет по плану. Минимальный объем, который мы планируем собрать, составляет 100 млн рублей. Это сумма, при которой размещение будет признано успешным.
Минимальный пакет для инвестиций — 30 000 рублей. По статистике, которую мы видим сейчас, люди заходят на абсолютно разные чеки. Перспективы Hyper плюс удобство участия в размещении через платформу дают хороший результат. Приобрести наши акции может любой человек, зарегистрировавшийся на Zorko. Если планируется покупка на сумму более 600 000 рублей, нужно пройти тест на квалифицированного инвестора. Затем, как обычно, формируется заявка на покупку акций, и после 15 августа мы подаем регистратору поручение, он перечисляет акции инвестору на счет, а мы в этот момент получаем деньги.
Если посмотреть на российский финансовый рынок, то Hyper как раз единственный игрок, предложивший широкому кругу инвесторов инструмент для инвестиций в эту сферу. Как еще инвестировать в развитие электротранспорта? Других инструментов инвестирования сегодня на рынке пока просто нет.
У нас есть инвестиционная программа на следующий год — мы будем делать дополнительную эмиссию акций, уже находясь на другом этапе развития. Наша сеть зарядных станций вырастет, все процессы в регионах будут тиражированы и отлажены. Мировой тренд по развитию электротранспорта стал очевиден в 2020–2021 годах. Российский рынок идет в сопоставимом графике развития. Массовое переключение сознания и востребованность электротранспорта придут, если не в следующем году, то через 2–3 года.